дата: 27 мая 2010 источник: www.membrana.ru
Многослойные наночастицы способны сильно повысить отдачу топливной ячейки при одновременном снижении её цены. Находкой поделились физики из университета Брауна (Oak Ridge National Laboratory).
Для синтеза частиц с заданными свойствами учёные сумели подобрать состав исходной смеси и правильную температуру, при которой шли реакции. В результате в пробирке "конденсировались" ядра из палладия диаметром 5 нанометров, покрытые оболочкой из железа и платины толщиной 1-3 нм (идея, похожая на опыт другой группы учёных из США).
Тесты показали, что наносферы, применённые в качестве катализатора на катоде топливного элемента, дают в 12 раз больший ток, чем чистая платина того же веса. При этом в новом катализаторе этого металла почти на треть меньше. И есть перспектива дальнейшего сокращения, поскольку наибольшую мощность показали сферы с самой тонкой оболочкой — возможно, её удастся сделать ещё тоньше.
Более того, испытание на выносливость показало, что деградация нового катализатора идёт по меньшей мере на порядок медленнее, чем у чистой платины. Это должно увеличить срок службы топливных элементов с такой начинкой.
Вольт-амперная характеристика опытной топливной ячейки с новым катализатором. Две кривые отражают разницу в производительности до и после теста на долговечность (иллюстрация Vismadeb Mazumder et al./Journal of the American Chemical Society).
Учёные сообщают, что секрет производительности "нанокатализатора" заключается отнюдь не только в высоком соотношении между площадью поверхности и массой. Похоже, тут работает сложный состав частиц: оболочка и ядро в ходе каталитических реакций обмениваются электронами. Но этот момент ещё нужно прояснить.
|